Рио-де-Жанейро когда-то был крупнейшим в мире городом рабов – и это пешеходная экскурсия через свою «Маленькую Африку»; регион — лучший способ изучить историю, которая сформировала национальную идентичность Бразилии.
Присоединившись к толпе других посетителей музея, я заглянул в застекленную яму, где в земле были разбросаны фрагменты человеческих костей. Каким бы запоминающимся ни было это зрелище, это была лишь малая часть из примерно 30 000 тел, намеренно захороненных и спрятанных от глаз в районе Гамбоа в центре Рио-де-Жанейро.
«Это было не кладбище, потому что из этого следует, что священная земля», — рассказала мне Келли Таварес, гид из Rio Encantos Experiences, во время нашего тура по районам Гамбоа и Сауде и портовому региону Рио, известному под общим названием «Маленькая Африка» из-за его большой африканской диаспоры. “Это была братская могила.
Яма с костями, обнаруженная в 1996 году во время ремонта семейного дома, археологи подтвердили, что это импровизированный погребальный ров XVIII века, созданный португальцами для порабощенных африканцев, погибших во время двухмесячного перехода через Атлантический океан в Рио-де-Жанейро. Жанейро. Сегодня это место является Мемориалом новых черных после того, как домовладельцы Мерсед и Петрусио Гимарайнш превратили его в музей и исследовательский центр, чтобы сохранить историю.
Мемориал является одним из нескольких мест, которые стоит посетить в портовом районе центра Рио, чтобы узнать об истории работорговли в городе. Именно в этот район в период с 16 по 19 века на португальских кораблях прибыло около двух миллионов пленников. История рабства и последовавшие за ним годы сопротивления имеют основополагающее значение для истории Бразилии, где сегодня почти половина населения имеет африканское происхождение, а самые знаковые символы страны, такие как самба, карнавал и капоэйра, уходят корнями в культуру чернокожих.
В Мемориале новых негров посетители могут увидеть яму с костями порабощенных африканцев (Фото: Тьяго Лара/Riotur)
“Нам намеренно не рассказывают об истории чернокожих и значении рабства как в Бразилии, так и в Рио”, – сказала Инаэ Лопес душ Сантос, профессор истории Федерального университета Флуминенсе в штате Рио. «Начиная с XIX века Рио стал крупнейшим рабовладельческим городом в мире».
Нам намеренно не рассказывают об истории чернокожих и значении рабство в Бразилии и Рио
Лучший способ понять эту историю и ее значение — совершить пешеходную экскурсию. Таварес, который специализируется на рассказе об истории наследия Африки и коренных народов, исследуя мощеные улочки Маленькой Африки и покрытые граффити переулки, рассказывает об историческом прошлом каждого места и его культурном значении.
Встретившись на площади Праса Мауа, мы пошли к пристани Валонго, порту 19-го века, ныне лежащему в каменных руинах. Окружающие многоэтажные офисные здания отражают нынешнее коммерческое значение региона. Но пока Таварес говорил, я мысленно видел деревянные грузовые корабли, пришвартовавшиеся с вновь прибывшими чернокожими африканцами, истощенными и истощенными, похищенными с их родины, скованными вместе и вынужденными лежать плашмя во время долгого перехода через океан. В период с 1811 по 1831 годы работы порта только через этот порт прошло до 900 000 порабощенных африканцев. В ноябре 2023 года правительство Рио завершило реконструкцию археологического объекта, и теперь на нем есть вертикальные выставочные панели, рассказывающие об истории старого порта.
Перед открытием Валонго африканцев доставляли в Рио через порт на площади Праса XV. Сегодня площадь, расположенная всего в 30 минутах ходьбы от пристани Валонго, заполнена людьми, которые заходят и выходят из лодок, которые соединяют Рио с городом Нитерой через залив Гуанабара. Площадь XV окружают ухоженные колониальные здания, связанные с португальской короной, наиболее известная часть истории площади. Тем не менее, именно здесь один миллион африканцев был привезен в Бразилию и отправлен в рабство, прежде чем порт был перенесен в более отдаленное Валонго, чтобы скрыть торговлю от оживленного центра Рио и минимизировать риск заражения болезнями.
Сотни тысяч порабощенных африканцев прошли через пристань Валонго в XIX веке (Фото: Brunomartinsimagens/Getty Images)
Пройдя 300 метров от Валонго в самое сердце Маленькой Африки, мы оказались на площади Ларго-ду-Депозито, ныне известной как Praça dos Estivadores. На первый взгляд это казалось ничем не примечательным открытым пространством, однако когда-то это был процветающий рынок рабов. Вновь прибывших африканцев отвозили в «откормочные дома», где их кормили, а затем продавали с аукциона землевладельцам, которые искали рабочих для своих плантаций кофе и сахарного тростника, которые раньше покрывали холмы Рио.
Были даже магазины, которые шили цепи для рабов, например, в зоомагазине, где можно купить ошейник для собаки
«Здесь есть улицы и места, которые когда-то были магазинами для продажи пленных людей», – сказала мне позже Мерсед из своего офиса в Мемориале новочерных, посвященных обращению в дома. «Были даже магазины, которые делали цепи для рабов, вроде зоомагазина, где можно купить ошейник для своей собаки. Это абсурдное сравнение, но это было именно так. Нам нужно так говорить, чтобы люди почувствовали это на собственном опыте. ”
Наша пешеходная группа направилась обратно к пристани и отправилась в мощеную аллею, чтобы прийти к «родине самбы», Педра-ду-Сал, характеризующейся каменной лестницей, окруженной стенами, расписанными отсылками к черной истории региона. Когда-то он был рынком рабов и соли, но постепенно стал местом встречи освобожденных африканских бразильцев, особенно когда Бразилия объявила работорговлю вне закона в 1831 году и, наконец, отменила рабство в 1888 году.
Педра-ду-Сал, известный как «родина самбы», стал местом встречи освобожденных африканских бразильцев (Фото: Тьяго Лара/Riotur)
Хотя эти афро-бразильцы жили в бедности, они процветали в культурном отношении: от практики афро-бразильских религий, таких как Кандомбле, до организации первых собраний самбы в Рио. Именно в Педра-ду-Сал появились первые карнавальные «ранчо» – зачатки ныне знаменитых школ самбы в Рио, клубов, организующих карнавальные парады – и где появились первые кружки самбы, что дало ему прозвище «родина самбы». Здесь играли некоторые из величайших имен бразильской музыки, в том числе Жоао да Байана, Пиксингуинья и Донга.
Однако всего более 100 лет назад эти общины не могли себе представить, что самба будет однажды укрепят национальную идентичность Бразилии. Элита Рио с подозрением относилась к самбе и объявила ее уголовным преступлением. “Самбу преследовали, а полиция арестовывала музыкантов как преступников и ломала их инструменты”, – сказал Таварес.
Из-за этого собрания самбы проводились тайно, за закрытыми дверями. Один из самых известных домов для вечеринок самбы принадлежал Хиларии Батиста де Алмейда, известной как тетя Сиата, которую помнят как влиятельную фигуру в развитии самбы в Рио. Ее наследие живет в Casa da Tia Ciata, культурном пространстве, хранящем ее историю, расположенном по соседству с Педра-ду-Сал.
Самба была не единственным проявлением африканской культуры, подвергшимся преследованиям: капоэйра, боевое искусство, замаскированное под танец, также рассматривалась как угроза, что побудило государственные власти в 19 веке запретить ее. Тавареш объяснил эту историю, указав на группу силуэтов фигур в разных позициях капоэйры, нарисованных на стене улицы всего в 200 метрах от Педра-ду-Сал. Рядом с ними был портрет человека по имени Зумби душ Пальмарес, который, как она объяснила, был лидером Киломбо душ Пальмарес.
Мемориал новых негров — отличная отправная точка для изучения истории работорговли в Рио (Кредит : Тьяго Лара/Riotur)
Киломбо – это общины, состоящие из порабощенных чернокожих людей, которые сопротивлялись рабству, в основном сформированные беглецами, бежавшими на свободные и изолированные земли, а Киломбо-дус-Пальмарес на северо-востоке Бразилии был крупнейшим и старейшим в своем роде. Сегодня Зумби символизирует сопротивление чернокожих и является напоминанием об истории рабства в Бразилии.
Позади меня была площадь Ларго-де-Сан-Франциско да Праинья, площадь, на которой находится статуя Мерседес Баптиста, балерины и хореографа, первой чернокожей женщины Рио, которая танцевала в Муниципальном театре в 1948 году. Сегодня вокруг этой площади расположены рестораны и бары с живой музыкой. открытое пространство, и это хорошее место, чтобы попробовать бразильскую кухню в африканском стиле.
Афро-бразильская кухня — одна из самых вкусных в Бразилии
«Афробразильская еда — одна из самых вкусных, которые вы найдете в Бразилии», — сказал Том Ле Мезурье, основатель Eat Rio Food Tours. Его рекомендации включают мокека байана, рагу из морепродуктов с кокосовым молоком; и акараже, блюдо уличной еды западноафриканского происхождения, состоящее из котлет из черной фасоли, приготовленных в красном пальмовом масле и покрытых солеными креветками и другими пастами. “Здесь очень много всего происходит с точки зрения вкуса и текстуры”, – добавил он.
В Маленькой Африке повсюду происходит много всего. Хотя его история остается в значительной степени скрытой снаружи, прогулка по региону во время экскурсии открывает дверь в это сложное прошлое и отдает дань уважения горстке людей, занимающихся туризмом и исследованиями, которые усердно работают над тем, чтобы эта история не была забыта, а расширялась.
“Вы должны знать эту историю, посетить это место, знать, что произошло и какой была Бразилия в то время”, – сказал Мерсед. «Затем сравните это с тем, чем является Бразилия сегодня и чего мы хотим завтра».