История собачьей моды – Средневековые украшения.

История собачьей моды - Средневековые украшения. - Ветеринар

Средние века — период развития собачьей моды или начало моды на владение собаками? Украшение шей собак оригинальными формами или сохранение чистоты породы? Серебряные ошейники или железные шипы? Или все ответы верны?

История собачьей моды - Средневековые украшения. - Ветеринар

Барельеф с Карлова моста в Праге. Источник: Shutterstock

Псы войны

Появившись в Средиземноморье, традиция собачьих легионов была перенята врагами римлян в древности и перенесена в Средние века. Гуннский правитель Атилла, который способствовал падению империи, открыв таким образом средневековый период, был защищен большой группой молоссов, прадедов современных мастифов.

В девятом-десятом веке эскадроны собак сопровождали венгров в их грабительских походах в страны Европы, которые доходили до Парижа и отдаленных провинций Италии. Тибетские мастифы были на вооружении Чингисхана во время его походов в страны Европы в 12 в. Легенда говорит, что этот великий могол взял с собой подразделение из 3 000 таких собачьих колоссов.

В конце Средних веков собаки поддерживали в сражении рыцарей многих государств-членов Евросоюза, включая Францию (13 век), Германию (13 век) или Швейцарию (15 век). Собаки-компаньоны при королевских и магнатских дворах, и еще в рыцарских рядах были особенно любимы англичанами. Известно, что среди рыцарей короля Артура (5-6 век) было много бесстрашных собачьих воинов. Британские хроники полны историй про то, как великие королевские жеребцы помогали «ловить» беглецов из числа князей и магнатов, искавших убежища в лесах после проигранных сражений.

Раньше было принято, чтобы боевые животные носили защитную экипировку. Но если лошади сражались в полном снаряжении, то собаки нападали на врага только в ошейниках, а одевание их в шипы и защитные плащи было редким занятием. Необходимо выделить, однако, что полная одежда для защиты для собак не была абсолютно чужда средневековому человеку. Однако ношение ошейников храбрыми четвероногими было нормой уже раньше.

Сначала собаки, служившие в армиях того времени, носили кожаные ошейники, утыканные гвоздками, похожие на те, что носили на шее греческие и римские пастушьи собаки. В течении определенного времени кожаные ремешки были заменены шипами — полностью металлическими. В последующие века форма шипов, выполнявших оборонительную функцию, эстетизировалась. В конце концов, гвозди и обыкновенные шипы были заменены более оригинальными ошейниками, утыканными собственно изготовленными конусообразными шипами. В 1518 году английский король Генрих VIII отправил 400 мастифов испанскому правителю для войны против Франции. Летописцы отмечают не только значительное количество подаренных собак, но и то, что каждому четвероногому в качестве подстилки был предоставлен большой и тяжелый металлический ошейник.

Охота Претерпев многочисленные художественные и ремесленные изменения, шипы в конце концов попали в королевские салоны. Как? Через черный ход — на тонких шеях охотничьих собак. Никогда еще мода на собак не развивалась так быстро, как в период первого увлечения охотой во времена зарождения феодализма. Новая система позволяла произвольно захватывать земли и леса феодалами и неограниченно, монопольно охотиться в их чащах.

Миниатюра из средневекового манускрипта — Женщины на охоте с собаками. Источник: Википедия (Wikimedia Commons)

Засады, погони и охота сильных мира сего были одними из очень популярных мотивов в средневековой литературе, живописи и декоративном искусстве. Популярный пес вышеупомянутого короля Артура — Кабал, который погиб, пронзенный клыком могучего кабана, стал героем большинства видов придворной литературы. С другой стороны, охота была настолько популярна, что некоторые художники даже аллегоризировали человеческую жизнь, применяя сцены, запомнившиеся на охоте. Охота стала набившим оскомину таинством, совершаемым королем и его окружением, а собака — важной частью этого ритуала.

Грустная феодальная реальность низших классов была периодом, когда мода на собак, а важно здесь, мода на владение избранными породами собак, процветала среди аристократии. Раньше сама собака, ее безукоризненное телосложение, форма ушей или хвоста свидетельствовали о статусе владельца более прямолинейно, чем ошейник из чистого золота. Все таки, в этот период ассортимент собак быстро зрительно становиться лучше, хотя ему еще далеко до экстравагантности барокко.

На собак, охотящихся на больших животных, одевали ошейники, похожие на те, что защищали шеи их боевых сородичей в средневековых армиях. В течении определенного времени примитивные шипы были вытеснены обтекаемыми металлическими обручами с острыми выступами, на смену которым пришли гвозди и железные шипы. Более мелкие собаки, например спаниели — охотники на водоплавающую дичь — и терьеры — ловцы мелких грызунов — носили кожаные пояса, красиво украшенные металлом. Для производства подобных ошейников применялись петли из металла, винты и крепления, а еще большой ряд резных, компонентов декора, которые расположились через равные промежутки на окрашенных кожаных ремешках.

Детали из металла часто украшались резными иллюстрациями сцен охоты, цветочных сюжетов и мотивов охотничьих животных. Важным, часто мастерски украшенным элементом ошейника было крепление для шнурка, основание которого часто выполнялось с мастерски «вырезанным» кружевным узором, а порой ушко, через которое продевался шнурок, имело форму головы собаки. Однако более распространенными, чем поводки, были шесты, которые применялись для контроля и дисциплинирования животных на большом расстоянии. Охотники и их помощники также применяли металлические свистки и охотничьи рожки.

Плебеи жестоко обращались с собаками

Важно помнить, что то, что было нормой при дворянском дворе, не было нормой под соломенной крышей крестьянской избы или в мещанской палате. Королевские охотничьи собаки не были очень популярны среди низших классов. Крестьянин, пойманный на охоте в королевском лесу, подвергался чудовищным, действительно средневековым наказаниям. Одним из подобных наказаний было зашивание несчастного в оленью шкуру и дальнейшее облаивание его собаками.

Согласно постановлениям, изданным некоторыми средневековыми судами, борзые и остальные охотничьи собаки, принадлежавшие простолюдинам, были изуродованы. Им обрезали часть передних лап, чтобы они не имели возможности бегать быстрее и охотиться лучше, чем собаки королей и магнатов. Ряд мрачных находок, к примеру, из теперешней Венгрии или кельтской Англии, проливает свет на довольно низкую культуру собаководства раньше. Собачьи кости и черепа бросали в колодцы или закапывали под основание строения новых домов и даже церквей (к примеру, в Будапеште). Данные процедуры должны были принести удачу. Также считали, что забивание собаки (как символ зависти и ревности) на пороге нового дома приносит удачу семье, въезжающей в дом. Эти языческие верования, часто в новой, христианской обстановке, сохранялись веками, разжигая пламя суеверий, которые на протяжении сотен лет больно снижали статус собаки в мире людей.

Четвероногие, которых разводили представители низших классов, изначально не имели ошейников. Постепенная ритуализация процесса, в который преобразовалась охота, и дальнейшее постоянное обновление законов об охоте и правил разведения собак стали причиной обязательной регистрации четвероногих, живущих вблизи охотничьих угодий. Тогда появилась необходимость определить животное, надев на него ошейник. Наиболее распространенным типом был ошейник с шипами, который делали местные кузнецы. В течении определенного времени к ошейникам больших собак стали закреплять висячие замки, ключи от которых были только у владельцев.

close